Смирись и победи.

Как живет «Медведь» Уильяма Фолкнера

Григорий Туманов
3 min readJul 10, 2020

Владелец нижегородского магазина «Полка книг» Александр Карпюк объясняет, почему одно из произведений Фолкнера забыли и притом незаслуженно.

«Бойся. Без этого нельзя. Но не трусь. Лесной зверь тебя не тронет, пока у него есть куда отступить или пока он не учуял, что ты трусишь. А труса медведям и оленям надлежит опасаться так же, как и храброму человеку надлежит опасаться труса», — это одна из самых популярных цитат очень непопулярной книги. «Медведь» Уильяма Фолкнера обходят стороной в школах и университетах. А книга продолжает существовать так же, как и главный герой Айзек — со смирением и пониманием, ожидая правильного времени для охоты за умами читателей.

Мальчик в лесу. Раз за разом он и другие охотники отправляются на поиски Старого Бена — огромного Медведя, о котором знают все в округе.

В одной из лекций прекрасный филолог Станислав Джимбинов говорил, что охота — возможность для человека вернуться к полноте бытия прошлых поколений. Охота — поиск и движение к цели, самореализация.

В повести Медведь показывается мальчику Айзеку лишь когда он оставляет все достижения цивилизации у своего товарища. Охотники считают, что они выслеживают добычу и выжидают, но на самом деле Старый Бен наблюдает за ними и оценивает их мужество и силу.

Этот текст не про отношения между человеком и природой. Фолкнер традиционно расстилает полотно текста, живущего вне времени. В «Медведе» нет привычной последовательности событий. В какой-то момент охота обрывается и начинается рассказ о первых покорителях нынешней Америки. Будто это библейский текст, в котором отслеживается родословная Айзека («Исаака»). Время — один из любимых инструментов и тем Фолкнера.

рукопись романа

«Я не поддерживаю идею возврата. Как только прогресс остановится, он умрет. Он должен развиваться, и мы должны нести с собой весь мусор наших ошибок, наших заблуждений. Мы должны исцелять их, но мы не должны возвращаться к идиллическим условиям, в отношении которых нам мерещится, что мы были тогда счастливы, что мы были свободны от тревог и греха. Мы должны нести эти тревоги и грехи с собой, и по мере нашего движения вперед мы должны излечивать эти тревоги и грехи. Мы не можем вернуться к условиям, при которых не было бы войн, не было бы бомбы. Мы должны принять эту бомбу и что-то с ней сделать, уничтожить эту бомбу, исключить войну, но не возвращаться к тому положению, которое существовало до ее открытия, потому что, если время является частью движения, тогда мы рано или поздно опять придем к бомбе и опять пройдем через все это», — писал он.

«Медведь» и не про охоту. Это испытание на мужество и готовность отказаться от человеческого эго ради достижения цели.

Повесть насыщена, как лес, в котором обитают главные герои. Произведение Фолкнера часто сравнивают со «Старик и море». Но последний построен по принципу классической сказки с грустной концовкой, «Медведь» — миф со своим миром и законами. Семь лет охоты мальчика, которого в эти годы посвящают в мужчины.

Все нужное происходит, Айзек взрослеет, Старого Бена уже нет. Время течет до новой встречи и желания человека довериться природе. Миф продолжится, появится новый Медведь, будто Старый никуда и не девался.

--

--