Нескучная и тягостная жизнь

Григорий Туманов
3 min readAug 7, 2020

Александр Карпюк о сборнике писем отца Павла Флоренского

«Дома, библиотеки, вещей не продавайте, без самой крайней нужды. Не ищите власти, богатства, влияния. Нам не свойственно все это; в малой же доле оно само придет, — в мере нужной. А иначе станет вам скучно и тягостно жить. Будьте всегда в жизни добры к людям и внимательны. Не делайте ничего безвкусно, кое-как. Помните, в “кое-как” можно потерять всю жизнь. Почаще смотрите на звезды», — говорится в завещании детям о. Павел Флоренского. Этот текст он неоднократно переписывал, чтобы оставить самые важные мысли.

Флоренского называют «русский Леонардо». Он преуспел во всех областях: математике, биологии, музыке, астрономии. Его концепция и ход мысли вдохновили целое поколение философов.

Одним из которых был Алексей Лосев. Флоренский интересен не только исследователям. Его переписка с детьми из лагерей — образец работы тонкого педагога, мастера дистанционного обучения в современной терминологии. В лагерных письмах он преподает сразу несколько предметов, рассказывает об устройстве мира.

«Дорогая Тика. Морские свинки урчат, вроде голубей, но более высокими голосами, а маленькие издают звуки как воробушки; поэтому здесь их и называют воробушками. Вот, все письмо вышло звериное. Дорогая Тика, вот распростились с нами и последние чайки, а вместо них прилетели вороны. Говорят, чайчата этого года прилетят уже только через 3 года, очевидно будут воспитываться где-то в теплых странах. Даже чайкам, как видишь, приходится учиться своим чайкиным наукам».

Для 15-летнего сына Михаила Флоренский устраивал викторины:

«Дорогой Мик, вот тебе загадка: какая фамилия одного ученого пишется с тремя мягкими знаками? Другой вопрос: какого цвета хлорофилл? Третий вопрос: когда Россия собиралась присоединить к себе Англию? Как-то ко мне обратился с вопросом один (увы!) мой бывший ученик и спросил:

“Было два Спинозы, один Барух, другой Бенедикт. Который же из двух был особенно замечателен?” Можешь ответов мне не писать, а скажи их мамочке».

С середины 1930-х сын Василий Флоренский преподавал на кафедре петрографии Московского нефтяного института, был деканом геологоразведочного факультета МНИ им. Губкина. Сын Кирилл стал одним из основателей сравнительной планетологии. Его именем назван кратер на Луне. Ольга стала ботаником, Тина продолжила занятия химией. Михаил, для которого он придумал викторины, — специалистом в области бурения скважин.

Флоренский занимался наукой даже в заключении. 1 сентября 1934 его отправили в Соловецкий лагерь. Уже 15 ноября 1934 года он начал работать на местном заводе йодной промышленности, занимается проблемой добычи йода из морских водорослей, работает в лаборатории и запатентует тысячи научных открытий. Павла Флоренского расстреляли 25 ноября 1937 года.

«В упорстве мысли и в непрестанном труде вижу я свое преимущество пред другими, а не в способностях, которых у меня м. б. меньше, чем у многих других. Этот путь тяжел и утомителен, но внутренне он плодотворнее, чем легкий успех и внешнее быстрое усвоение. И если бы мне было дано начинать жизнь заново, с детства, я вероятно шел бы тем же путем, который уже пройден».

--

--